Главное меню:
Это интересно !!!
(Из газеты «Зеркало Недели»)
ЭЙДЕТИКА: ДО ПЯТИ И СТАРШЕ
Сравнительно новое для Украины направление в педагогике и практической психологии, работающие в нем, специалисты назвали эйдетикой (от греческого слова «эйдос», что означает «образ»). Мы уже рассказывали («Дайте до детства обратный билет», «ЗН», №25(246), 1999 г.). о том, что маленькие дети воспринимают мир преимущественно образами, т.к. правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, пространственную ориентацию, у детей от рождения развито сильнее. Левое полушарие мозга, отвечающее за обработку речевой информации, логику, созревает у большинства к 12-13 годам. Период наиболее интенсивной работы воображения человека - возраст до пяти лет. Поэтому именно это время наиболее благоприятно для развития его личности. Только нужно делать это правильно, используя методики обучения, соответствующие природным физиологическим процессам. В большинстве же детских дошкольных учреждений методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. То же происходит и в младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать.
Такое обучение противоречит заложенному природой процессу развития мозга. Поэтому дети, особенно дошкольного возраста, испытывают чувство психологического дискомфорта. Современные научные исследования показывают, что причиной многих болезней является постоянный психологический дискомфорт.
Ребенка, который плохо учится из-за того, что его учат с помощью методик, не учитывающих его природные возможности, часто ругают и дома, и в школе.
Постоянные отрицательные эмоции и нервное напряжение снижают иммунитет ребенка, и он начинает часто болеть. Специалисты утверждают, что методики обучения, не учитывающие особенности детской физиологии, - одна из основных причин сегодняшнего высокого уровня заболеваемости школьников.
Такие методики имеют еще одно серьезное для детских судеб и всего общества последствие. Организм ребенка начинает защищаться от информации, которую взрослые стараются передать в неприемлемой для него форме, и он перестает «слышать» учителей и родителей. И теперь даже очень нужная для его развития и становления личности информация до ребенка «не доходит». Есть в педагогике такой термин - «трудновоспитуемый ребенок». Трудновоспитуемыми детей делают взрослые, не знающие особенностей детской физиологии и психики.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Уже можно говорить о становлении украинской школы эйдетики, учитывающей особенности национальной психологии и менталитета. Важнейшей отличительной чертой украинской школы эйдетики является ее направленность на позитивное восприятие ребенком окружающего мира.